Суббота, 27.04.2024, 05:03
 НовостиСвета (LightNews) -  Свет РОДа мiру
Круг ВсеМiРноРОДового ЦЕЛительства
Технологии творчества для становления Мастером своих талантов. 
Жизне-речение – это НЕ Channaling
Развитие критического и системного мышления 
 овладение Мечом кладенцом и Заветным кольцом
на основе  Русской РОДовой Кольцевой Науки, воссозданной по материалам наследия Пушкина А.С.
с ядром Четырехединства РОДовых Системных Законов:
Постоянное совершенствование Праведности Полноты и Порядка РОДа Человеческого
За ЕДИНУЮ, МОГУЧУЮ Матушку Русь в Русском Духе!
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Поиск
Меню сайта
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

2014-09-16 Елена Енькка через НовостиСвета "Традиции и обряды в чувашской свадьбе"

Традиции и обряды в чувашской свадьбе

 

 

 

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Многие исследователи отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о благополучии семьи, о возвышении и упрочении своего рода. В этом как бы «отчитывались» перед предками, об этом молили верховных божеств. Поэтому понятно, что выбор будущих отцов или матерей, а затем и свадьба были одним из самых важных событий в жизни человека, семьи и всего рода...

Вся забота чуваша в здешней жизни не в приготовлении к жизни будущей, а о возвышении и упрочении своего рода: т?т?м ан сив?нт?р — чтобы избной дым не похолодел [не прекратился]. Для этой цели он и работает, и копит деньги, отказывая себе даже в улучшенной пище. В.К. Магницкий

Знакомства и выбор невесты и жениха

 

По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам, а восьмиюродным уже можно. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях, ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника.

 

Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п.

 

Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.

 

Иногда невеста по возрасту была старше мужа на несколько лет, например, жениху могло быть 18—20 лет, а невесте под 30. Родители жениха старались быстрее принять в дом новую работницу, особенно если в семье было мало женщин. А родители невесты не спешили отдавать замуж умелую девушку, ведь она еще могла поработать дома.

Иногда родители сами подбирали своим детям женихов и невест. Но без их согласия свадьбы устраивали редко.

Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста.

Перед свадьбой

 

Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания (кил?шни), родители юноши посылали сватов (евч?). Эти евч? были родственниками или близкими знакомыми. Они с гостинцами и кнутом приходили в дом невесты и вели себя не так, как обычно, например, проходили и садились на середину избы, заводили разговор о покупке: «У вас, говорят, на продажу ярочка есть?» Родители девушки уже понимают, зачем пришли странные гости, и поддерживают разговор: «А мы вроде ничего не продаем». Тогда гости просят расспросить об этом их дочь. В конце разговора, после угощения, если обо всем удалось договориться, евч? оставляли в доме кнут.

 

Через несколько дней в дом невесты приезжали родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты (х?р ?ура?ни). Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье, В этот же день невеста дарила будущим родственникам подарки: полотенца, сурпаны, рубахи и угощала их пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере калыма (хул?м) и приданом.

 

За несколько дней до свадьбы родители жениха еще раз приходили в дом невесты для окончательного договора о сроках свадьбы (п?лчав, к?м?лча).

 

Для проведения свадебных торжеств во дворе устанавливали специальные скамейки и стол, все это называлось шил?к.

 

В качестве калыма давали деньги, продукты питания для свадьбы, шкуры для шубы и т.п. А в приданое входила разная одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные: жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами.

 

Старший дружка (м?н к?р?) выбирался из близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, балагур и краснобай, отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с родителями невесты. Младший дружка (к???н к?р?) выбирался из молодых родственников жениха. Запевала и коновод среди молодых поезжан, он вел переговоры со свитой невесты. Н.И. Воробьев и др.

 

Сохранились сведения, что в древности свадебным одеянием невесты был обрядовый шупйр.

Подготовка к свадьбе

 

Свадьба была большим праздником для обеих деревень. В каждой местности были свои отличия в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю ?им?к.

 

Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы — туй пу??. Жениха сопровождали его друзья, родственники — молодые парни (к?р? ??м?сем, туй ачисем, нукерсем). Среди них выбирали м?н к?р?, к???н к?р? уртмах??, который носил с собой через плечо большую кожаную сумку для гостинцев.

 

Невесту сопровождали ее подруги — х?р ?ум?сем и неженатые парни-родственники (пуса каччисем).

 

Обязательно приглашали посаженых родителей — х?йматл?х и его жену, а также несколько музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.

 

Начало свадьбы в доме невесты. К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи.

 

В это время где-нибудь в клети вместе с подругами невеста наряжалась в свадебное одеяние: богато вышитое платье, тухъю, серебряные украшения, перстни, браслеты, кожаные ботиночки, нарядный с?хман, сверху, закрывая лицо, накидывали покрывало — п?ркенчек. Во время одевания невеста пела песни-причитания.

 

Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.

 

Затем невеста вместе со своими родными, подругами, взрослыми и детьми под музыку скрипок, барабанов и ш?п?ра с песнями и танцами отправлялись в гости к родственникам. Они привечали невесту и ее свиту, сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, торжественно и ласково благословляли, напутствовали девушку, прощались с ней. Так в течение 2—3 дней обходили всю деревню, ездили к родственникам в соседние деревни.

 

XXНачало свадьбы в доме жениха. В это время в доме жениха также готовили богатое угощение и совершали моление. Жениха наряжали в богато вышитую белую рубаху, нарядный с?хман (шуп?р), высокую шапку, на передней части которой посередине пришивали серебряную монету. На ноги одевали сапоги, на руки — кожаные перчатки, к мизинцу прикреплялся вышитый платочек. На шею вешали серебряное ожерелье, а к спине — сложенный по диагонали свадебный платок. К поясу также подвешивали вышитые платки или концы сурпанов. В руках он держал плетеную нагайку.

 

Также своеобразно были одеты друзья жениха: в нарядные рубахи и одолженные у девушек фартуки, серебряные ожерелья, бусы, а также сабли и луки со стрелами. Позднее стали брать ружья.

В начале младшего оврага

Ягод много, земли мало.

В начале старшего оврага

Ягод мало, земли много.

В доме отца-матери

Добра много, дней мало.

В доме у семижды чужих

Добра мало, дней много.

 

Чувашская народная песня-причитание

 

В это время начинается музыка, а жених и его друзья, держа левыми руками друг друга за кушаки, в правых — плети, а другие свои сумки, пляшут под музыку все, кроме жениха. Станцевав так круг против солнца, подходят к отцу с матерью и наклоняют головы, а главный среди них, рассказывая им о желании ехать в другую деревню за невестой, просит у них на это позволение. Это делается при звучании музыки троекратно. После чего отец и мать разрешают им это и пьют по ковшу пива и угощают их. Потом жених со своим сопровождением троекратно объезжают дом и, выпалив три раза из ружья, отъезжают при игрании музыки. К.С.Милькович, 1783

 

По чувашским традициям, и жениха, и невесту сажали на подушки со специальными вышитыми узорами. Русские сажали новобрачных на меховые шкуры, чтобы они жили богато.

 

Жениха вводили в дом, он кланялся родителям, и те благословляли его. В это время во дворе уже вовсю шло веселье, звучали барабаны, скрипки, ш?п?р, с?рнай: все гости пели и плясали, угощались. Затем так же, как и невеста, жених навещал своих родственников. Вместе с музыкантами, с разнаряженными и вооруженными друзьями, верхом на лошадях объезжали всю деревню, ездили в другие деревни. У каждого родственника они угощались, пели, плясали, получали гостинцы, которые уртмах?? складывал в свою сумку. Возможно, во время этих посещений торжественно приглашали на свадьбу (на самом деле вся деревня уже давно знала и с радостью ожидала эту свадьбу).

 

Возвратившись домой, жених и его свита просили у родителей благословления ехать за невестой. Обычно отправлялись вечером. Вместе с женихом ехал шумный, веселый, музыкальный и нарядный свадебный поезд — нескольких десятков подвод и множество всадников, всего несколько сот человек. Около ворот деревни или на перекрестке дорог совершали моления, оставляли кусочки пищи и монеты.

Свадьба в доме невесты

 

Перед воротами дома невесты могли петь песню-диалог. Открывающему ворота мальчику давали монету. Во дворе три раза объезжали вокруг дома или вокруг специально устроенного места (шил?к). Вперед выступал м?н к?р? и произносил длинную своеобразную песню-речь «М?н к?р? такмак? (Саламалик)». После такого приветствия гостей приглашали в дом (или в шил?к). Совершали моление, пили пиво и медовые напитки. Во дворе вовсю звучала музыка, люди пели, плясали. Гостей угощали пивом, ш?рпе, печениями, сыром, ш?рттаном и т.д. Самые уважаемые старцы обычно сидели в доме за отдельным столом.

 

В это время невеста с подругами сидела в амбаре или в доме какого-нибудь родственника. Там тоже звучала музыка, пели и плясали. Затем, к утру, невесту приводили в дом, где ее благословляли родители. Невеста прощалась со всеми родными и своей родиной — исполняла печальную песню-плач — хер й?рри, х?х. Обычно во время исполнения этой песни даже мужчины с трудом удерживались от слез. Слова этой песни-плача каждая девушка слагала по-своему.

Не хочется уходить,

батюшка, — Пуховой периной стану,

Под тобою буду. Не хочется уходить,

матушка, — Белым яичком стану

У тебя за пазухой,

с тобой ходить буду. Не хочется уходить,

братец, — Кожаной плеткой стану

В твоей руке,

с тобой ходить буду. Не хочется уходить,

тетушка, — Белым платьем стану

На тебе,

с тобой ходить буду. Все-все родные, соберитесь,

Шелковым забором

загородите. Внутри шелкового забора

Круглое озеро создайте. В круглое озеро

Белую уточку пустите,

Белой уточкой я буду. Как семижды чужие

приходить начнут,

Я в самую глубокую

глубину нырну. Как родные мои

приходить начнут,

Я наружу на самый верх вынырну.

 

Чувашская народная песня «Х?р й?рри»

Невесту выводили во двор и сажали верхом на лошадь, которую вел х?йматл?х за повод, сделанный из полотенца. За ней следовал весь свадебный поезд жениха и повозки с приданым невесты.

Почти вся деревня провожала невесту за околицу. При выезде за околицу жених три раза ударял невесту. Этим он как бы прогонял злых духов, которые могли перейти в их деревню.

 

Все эти события проходили при обязательном звучании музыкальных инструментов.

Свадьба в доме жениха

У ворот дома жениха около молодых разбивали сырое яйцо. Во дворе жених спешивался и приводил из конюшни лошадь. Узду этой лошади он передавал невесте, или она спускалась со своего коня, опираясь на эту лошадь. Под ноги невесты постилали белый войлок. Затем жених на руках вносил невесту в дом. В любом случае на земле не оставалось следов от пока чужого для этого рода человека — невесты.

В доме проводили обряд инке салми. Жених и невеста вставали у печки, их накрывали войлоком. На маленькие вилы накалывали несколько штук салмы. Парень или девушка танцевали под музыку с этими вилами в руках. Во время танца он несколько раз подходил к невесте и, припевая, подносил ей салму. На войлок плескали бульон от салмы. Этот обряд символизировал «общую еду» молодых. По представлениям многих народов, совместная еда как бы делала жениха и невесту родственниками.

 

После этого войлок и покрывало невесты снимали. Она одаривала свою новую родню подарками — рубахами, полотенцами, сурпанами.

 

Под музыку и песни молодых закрывали в клети, желали им иметь много детей. Среди чувашей крайне редки были случаи, когда молодежь вступала в половые отношения до свадьбы. Это считалось большим грехом.

 

Многие исследователи отмечали особую порядочность чувашских девушек. Да и среди парней не поощрялась распущенность. В чувашском языке «выйти замуж» переводится не как «ар?ынна каяс», а как «качча каяс», где качч? — парень.

 

Легкое поведение и потеря девичьей чести сильно осуждается общественным мнением чувашей, хотя чуваши не допускают такие грубые формы осмеяния девушек, как обливание ворот дегтем. Г.И. Комиссаров

 

Обязательным свадебным обрядом был пу? сырни — одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу. В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты в дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и т.д.

 

Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой — шыв ?ул?, который также мог проводиться по-разному. В это время невеста уже называлась ??н? ?ын (новый человек) и требовалось, чтобы дух воды не наслал на нее порчу. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками (??н? ?ын салми) или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.

После этих обрядов день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.

Послесвадебные обычаи

После свадьбы породнившиеся семьи несколько раз ездили друг к другу в гости. Одно из посещений, обычно поздней осенью, когда молодые и родственники мужа ездили в гости к родителям жены, называлось тав?рна (возвращение).

Во время этого посещения молодой семье отдавали оставшуюся часть приданого — домашнюю скотину: корову, овец, пчел и т.п. На этом веселье (или через 40 дней) молодожены впервые после свадьбы могли петь и плясать.

Когда случится проезжать мимо той деревни, в которой свадьба, то слышно верст за пять или за шесть, в особенности по утренней заре, подумаешь, что идет какая-нибудь рать неприятельская. С.М. Михайлов

 

Текст из книги:

Елена Енькка. Родной край. Учебное пособие для 6-7 классов. Чебоксары, 2004

http://svadba-kanash.my1.ru

 

 

http://mama73.ru/traditions/u-chuvash/374-chuvashskie-obriadi.html



Источник: http://mama73.ru/traditions/u-chuvash/374-chuvashskie-obriadi.html
Категория: Мои статьи | Добавил: Lightnews (16.09.2014)
Просмотров: 965 | Теги: Традиции и обряды, НовостиСвета, в чувашской свадьбе | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© Copyright LightNews 2024